Цифровая экономика и стратегии цифровой трансформации

Цифровая экономика и стратегии цифровой трансформации

9 и 10 июня доктор экономических наук, профессор кафедры экономики инноваций, директор Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Лариса Владимировна Лапидус в рамках лекции рассказала слушателям о цифровой экономике и стратегиях цифровой трансформации.

Лапидус 1

В первый день были раскрыты вызовы цифровой экономики и экономики данных, а также новые социально-экономические модели цифровой экономики, которые являются триггерами цифровой трансформации. Лариса Владимировна подчеркнула, что по мере развития цифровой экономики наблюдалось усложнение среды ведения хозяйственной деятельность, в связи с чем возникла потребность в цифровой трансформации бизнеса. С другой стороны, возросла неопределенность внешней среды, что определило необходимость сканирования горизонтов для выявления новых рынков и технологий, возможностей и угроз, а также тенденций, которые могут проявиться в будущем. В условиях турбулентностью цифровой экономики такой систематический анализ становится ключевой компетенцией менеджеров компании.

В рамках сканирования горизонтов слушателям было предложено заполнить Матрицу «Эволюция цифровой экономики и системная трансформации». Этот метод анализа позволяет сформировать системный фундамент понимания цифровой экономики, взаимосвязей цифровой экономики и экономики данных, а также ключевых признаков цифровой экономики с 1990-ых годов по настоящее время, которые оказывают влияние на деятельность компаний. В контексте эволюции цифровой экономики Лариса Владимировна рассказала о таких новых социально-экономических моделях цифровой экономики как мобильная экономика, шеринговая экономика и гигономика, каждая из которых выступает триггером цифровой трансформации современных компаний.

Во второй день были затронуты стратегии цифровой трансформации с акцентом на построении экосистем и изменении стратегической роли искусственного интеллекта. Согласно Ларисе Владимировне, существует шесть базовых стратегий цифровой трансформации. Одни стратегии позволяют сохранить устойчивость компании за счет оптимизации и автоматизации внутренних бизнес-процессов. Другие стратегии сконцентрированы на повышении конкурентоспособности в цифровой среде благодаря поиску путей повышения доходности. С точки зрения практики были рассмотрены кейсы Сбербанк, Газпром-Нефть, BP, Яндекс и John Deer.

В заключительной части лекции Лариса Владимировна рассказала про компании, которые благодаря цифровой трансформации стали лидерами в отраслях экономики. В частности, были рассмотрены особенности стратегий цифровой трансформации Группы МТС, РЖД, UPS и ряда нефтегазовых компаний. Все перечисленные примеры показывают, что для снижения неопределенности в цифровой среде необходимо сформировать сильную цифровую культуру.

Заявка на ППП DBA

Форма договора